nika-kovrova (nikakovrova) wrote in klub_l_mistiki,
nika-kovrova
nikakovrova
klub_l_mistiki

Categories:

ГОРОД-ПРИЗРАК НА КРАЮ ОБРЫВА (часть вторая)

ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ









Первое письменное упоминание о Ла Муссара датируется 1173-м годом. Оно зафиксировано в переписке между королем Альфонсо Арагонским и архиепископом Таррагоны доном Уильямом Тарроха. В то время эта местность называлась Замусзара. Название имеет арабское происхождение и по одной из версий обозначает место стоянки для отдыха, это указывает на то, что  в то время в районе Ла Муссара , где  проходили стратегически важные  конные и пешие пути,  уже жили люди.  В переписке речь идет о том, что король отдает церкви права владения и управления  этой  территорией доставшейся Каталонии после освобождения (реконкисты), ранее там проживали арабские племена.  На то, что в этом районе существовало поселение указывают и археологические исследования.  Церковь, руины которой мы можем сегодня видеть в Ла Муссара, была построена на фундаменте более старой постройки. По мнению археологов, первая церковь была построена в 10- м веке н.э. Ла Муссара расположена в северной части области Баш Кам (Baix Camp) на высоте примерно 990 метров над уровнем моря.  В 1961-м году Ла Муссара как населенный пункт полностью прекратил свое существование, а его территория перешла под управление соседнего города Вилаплана.  В близи города  находится самая высокая гора в горной цепи Ла Муссара -  гора Пучпалат. Ее высота составляет 1071 метр над уровнем моря. Горная цепь Ла Муссара берет свое название от находящегося там города Ла Муссара и является частью горной цепи Прелиторал (prelitoral).




Официальная статистика, которую начали вести с 15-го века служители местной церкви, указывает на то, что население города на протяжении длительного времени было малочисленно и сильно зависело от количества осадков и урожайности того или иного периода.  Так в 1497-м году в Ла Муссара проживало всего 22 человека, а в 1515-м году 31 человек.  Трудные условия жизни на высокогорье, практическое отсутствие плодородной земли и дефицит воды наложили свой отпечаток на развитие этого поселения.  Но, не смотря ни на что, население городка все-таки прирастало. Так в 1663-м году там уже проживало 66 человек, а в 1830-м 99 человек. Но, как мы видим, в течение всего этого периода население прибавлялось очень медленно.

Из некогда записанных историй о Ла Муссара, мы узнаем о том, что девушки, проживавшие в городах  расположенных на равнине,  не хотели выходить замуж за молодых людей из горного селения. Их вовсе не прельщала перспектива оказаться запертыми, в прямом и переносном смысле, на отшибе цивилизации. Вплоть до  сороковых годов двадцатого века в этой местности не было более-менее нормальных дорог и люди попадали на равнину или в соседние городки буквально по козьим тропам если хотели добраться туда побыстрее. Эти тропы сохранились и сейчас, превратившись в тропы туристические. По ним так же, как и в те стародавние времена, можно попасть в соседние городки.  Вдоль этих туристических маршрутов установлены указатели, так что заблудится теперь просто не возможно.

Добраться до Ла Муссара можно было и по достаточно широкой грунтовой дороге. Эта дорога поднималась по серпантину минуя трудно проходимые участки горной местности, от того время в пути значительно увеличивалось.  Например, крестьянин, отправляясь еще до рассвета в город  Реус (административный центр района Баш Кам) на рынок, что бы продать свои продукты и купить необходимое, пешком вместе с нагруженным мешками осликом попадал в Реус через пять часов.  Пять часов нужно было, что бы по грунтовой дороге пешком  добраться до Реус, а по козьим тропам достаточно было трех часов. И тут человек стоял перед выбором  - быстрее или безопаснее.  Горные тропы таили в себе разные опасности, это были и дикие животные, и внезапный камнепад с одной стороны, и риск сорваться в пропасть с другой. Вот так жили люди  четыреста лет назад , и почти так же уже в середине двадцатого века. А про то, как в ручную обрабатывали бедную каменистую почву, что бы вырастить что-нибудь для себя и на продажу, в наше время и подумать страшно. Суровая была жизнь…

В 1845-м году в Ла Муссара произошел демографический взрыв. Численность населения тогда достигла 214 человек. В 1857-м году там проживало уже 323 человека, и это было пиком. В последующие годы численность населения стала медленно сокращаться . Если в 1920-м году там проживало 169 человек, то в 1936-м году  оставалось только 88. Большую роль в таких изменениях сыграла гражданская война в Испании. В 1960-м году в городке Ла Муссара осталось всего-навсего 12 человек.

А теперь посмотрим чем же занимались жители Ла Муссара. Основным родом деятельности было сельское хозяйство. Горожане разводили коз, овец, волов, свиней, кур и кроликов. Волов использовали для вспашки земли. Не смотря на бедные, каменистые почвы, местные жители выращивали довольно много наименований сельхоз. продукции: пшеница, ячмень, овес, рожь, помидоры, листовой салат, фасоль, горох, бобы и картофель. Хорошо приживались в этой местности и разнообразные плодовые деревья: груши, сливы, некоторые виды яблонь и черешни, айва, грецкий орех, оливковые деревья, миндаль и не много фундук. Так же был популярен сбор грибов в лесу.

Другим занятием, приносящим доход жителям Ла Муссара было изготовление древесного угля, который возили на ослах продавать в соседний, относительно крупный город Реус. Многое из того, что выращивалось и производилось здесь так же продавалось на рынках соседних городков.

Поскольку в Ла Муссара не было никаких магазинов, горожане закупали необходимые продукты в близь лежащих городках Реус и Вилаплана. В основном они покупали там соленую рыбу, такую как тунец, треска, сардины. В то время эту соленую рыбу так и называли – обед бедняков. Стоила она дешево и не требовала специальных условий хранения. Свежая рыба для горожан была не по карману.

Что примечательно, на небольшую численность населения приходилось две таверны. В них, да еще на маленькой площади перед церковью, и сосредотачивалась общественная жизнь города. Священника в городе не было, он приходил на службу из Вилаплана собирая горожан в церкви только на воскресные и праздничные службы. Так же обстояли дела и с медициной, если  нужен был доктор, за ним посылали тоже в Вилаплана.





Постепенно, не желая жить в таких трудных условиях, люди, скопив денег, уезжали из Ла Муссара.  Большое влияние на эмиграцию оказала и гражданская война тридцатых годов двадцатого века, не смотря на то, что  из всего числа горожан на войне погибли только трое, и никто не был репрессирован или казнен режимом Франко. Но, основными причинами, по которым жители Ла муссара постепенно покинули город, были уже упомянутые выше отсутствие достаточного количества воды,  малое количество пригодной для земледелия почвы и плохие дороги.(На фотографиях можно видеть городской пруд, который наполнялся за счет осадков и являлся главным источником воды в городе).  Свою роль сыграло так же отсутствие электричества, телефонной связи и постоянного медицинского обслуживания. Люди потянулись к цивилизации и этот процесс уже невозможно было остановить.








Tags: Испания, Каталония, Ла Муссара, история, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments